Статьи

«Развитие критического мышления детей в рамках деятельности школьного музея»

«Развитие критического мышления детей в рамках деятельности школьного музея»


Заместитель директора МОУ СОШ № 37 Железнодорожного района г. Самары по научно-методической работе Фадина Лариса Юрьевна


Свершилось! Наш музей, детище нашей школы, становится в один ряд с виднейшими музеями страны! История музея боевой славы 8-х радио-телеграфных курсов началась в 1975 году. Именно в это время был дан старт поисковой работы под девизом «Никто не забыт и ничто не забыто!» У самого истока работы тогда Комнаты боевой славы стояла Сошнина Антонина Степановна, бессменный руководитель, а теперь и методист музея. В честь 30-летия поисковой работы в школе Комнате боевой славы присвоен статус «Школьный музей» в 2005 г.

Представленная на конкурс работа выполнена Бок Максимом, учеником 9 класса Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 37 Железнодорожного района г. Самары.

Ученик, да и мы, взрослые, первый раз участвуем в таком интересном и сложном проекте. Когда о нембыло объявлено в школе, у Максима сомнений не возникло! Прадед его воевал, мама работала экскурсоводом и следопытом в музее в 80-х годах, ведь она училась в нашей же школе, отец – кадровый военный, сам Максим теперь тоже проводит экскурсии.

Сама идея представляется необыкновенно актуальной и интересной. Многие ученики откликнулись, но до финала дошел только один. Благодаря методическим рекомендациям, мы провели с учениками 8 и 9 классов мозговые штурмы, которые вызывали интерес и заставляли ребят задуматься над теми простыми словами, которые часто встречаютсяв повседневной жизни. Самые интересные ассоциативные ряды получилисьсо словами «Родина», «урок», «музей», «поколение». Наиболее часто упоминались экспонаты музея, в частности, рация времен войны, предметы быта солдат, военные награды и, что интересно, простые солдатские письма! Ребята отмечали, что им было любопытно послушать мнение товарищей, сравнить свои ощущения с чувствами других.

К сожалению, в нашей школе не используется технология «Критического мышления», но работа над формированием высших психических функций, проектная технология позволяет выходить на высокие уровни мыследеятельности.

Скажу честно, мы не сразу поняли требования, изложенные в Положении о проекте конкурса «Школьный музей: новые ракурсы», особенно в части предоставления работы,включающей все пять номинаций.

Долгообдумывался и обсуждался вопрос о том, какой же из многочисленных объектов назвать самым главным в нашем музее. Конечно, музей – это материальные объекты, предметы, а как же быть с памятью, волнением во время тревожного рассказа ветерана, с тоской при известии, что кто-то из знакомых и близких наших «дорогих стариков» уже ушел навсегда…

Благодаря большой работе, связанной с обсуждением выбора объекта, а в последующем с теми проблемами, которые можно отразить в эссе. Именно этот жанр вызвал большие трудности у учеников 8 и 9 классов. Первые черновики, которые делали ребята носили исключительно описательный характер. Ребята затруднялись, иногда, по их словам, стеснялись высказывать свое мнение, обнажать свои чувства. В наш век рационального мышления нам, учителям потребовались большие усилия, чтобы раскрыть душу каждого участника конкурса. К сожалению, до финиша, как уже указывалось, дошли не все, но многие идеи воплотились в работе Максима. Причем, ребята сами говорили ему о том, что нужно добавить в сочинение, какие размышления и факты помогут лучше раскрыть смысл представленных учеником-участником фотографий.

Наиболее трудными для воплощения показались номинации «Война остается в прошлом» и «Экспонат для урока». Представляется очевидным, что исторические документы и объекты, составляющие активы музея больше всего могут проиллюстрировать факты исторической науки. Были мысли о том, чтобы проиллюстрировать некоторые темы предмета «Основы жизненного самоопределения» в части нравственного, патриотического воспитания, таких категорий, какдружба, любовь к Родине, готовность к самопожертвованию. Однако, музей наш специфический, поэтому представленная в данной номинации работа эту особенность и отразила. Урок физики и радиомагнитное поле, радиосвязь, современные аппараты связи. Урок получился интересным и живым, со слов ребят физическое явление стало ближе и понятней ребятам, а, кажется мертвые экспонаты музея, вновь ожили.

Номинация «Война остается в прошлом» казалась сначала очевидной. Война далеко, носителей памяти – ветеранов, - все меньше. Но опять мы выходим на высокие мотивы светлой памяти и бесконечной важности тех далеких событий. Правда, фотоколлаж получился немного, на мой взгляд, формальным.

Очень интересно было работать над первой номинацией «С чего начинается Родина». Нашей школе уже 65 лет. Это одно из старейших учебных заведений. Школа пользуется уважением среди жителей микрорайона и города. Именно поэтому в нашей школе обучаются дети и внуки выпускников нашей же школы. Шесть учителейшколы - выпускники нашего учреждения. Максим Бок – один из представителей такой династии.Попытка связать рассказы старших представителей его семьи, работу его матери – Горелкиной Н.В в музее и деятельность ученика в современных условиях в нашем музее с основополагающим вопросом об истоках любви ипреданности к Родине, показалось нам очень интересным.

Защита работы была организована дважды. Первый раз перед временной творческой группой учащихся, пожелавших участвовать в конкурсе, но не дошедших до финала, однако, сыгравших большую роль в том, что Максим довел свою работу до конца. Ребята очень жестко оценивали фото и эссе. Некоторые коллажи пришлось переделать, потому что качество некоторых фотографий не соответствовало требованиям, по мнению участников, презентации. Были сокращены некоторые тексты эссе по номинациям. В целом, нам, взрослым показалось, что ребята этой группы были конструктивны в своих замечаниях, дали много ценных советов.

Второй раз Максим выступал перед учениками 9-х классов. Очень понравилось, что многие ребята неравнодушно отнеслись к такому мероприятию. Во-первых, это очень свежо и ново, так как такие неформальные презентации, не связанные с учебной деятельностью в школе проходят не очень часто. Во-вторых, работа ученика показала, что музей жив, что можно с помощью ИКТ представить работу следопытов в новом ракурсе. В-третьих, что важно, многие ребята сожалели, что сами не приняли участие в конкурсе и высказали пожелания поучаствовать в подобном конкурсе в будущем.

Главным итогом работы и Бок Максима и группы учащихся является то, что работа музея получила новый импульс. На рутинную и монотонную работу музея ученики, учителя, администрация взглянули по-новому. «Как интересно можно представить музейную экспозицию, взглянув на привычные экспонаты под иным углом зрения» - из высказываний Патриной Регины (9 класс). Не знал, что ИКТ имеют такие возможности. Я первый раз пытался работать в Photoshop. Трудно, но интересно» - говорит Иванченко Степа (8 класс). «Эта работа помогла мне стать ближе с мамой. Я почувствовал, что отец ко мне стал относиться по-другому. Я понял, что я для моей семьи очень дорог. Спасибо конкурсу!» Эти слова Бок Максима самая лучшая благодарность Вам, уважаемые организаторы. Спасибо! Ждем новых ваших инициатив.


Заместитель директора МОУ СОШ № 37

Железнодорожного района г. Самары

Почетный работник общего образования РФ

Фадина Л.Ю.

%MCEPASTEBIN%