Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

«С чего начинается Родина»

«С чего начинается Родина»


Я учусь в школе № 37 г. Самары. Девять лет назад, когда мама привела меня в 1 класс, я знал, что она училась именнов этой школе. В первый в своей жизни День знаний на уроке Мира нас, маленьких и немного испуганных первоклассников, пригласили в школьный музей.

Я плохо знал тогда о войне, но в одной из витрин музея на меня посмотрели с фотографии знакомые глаза – глаза моей мамы. Это она, вместе со своими одноклассниками, была одной из первых учениц, которые создавали экспозиции нашего школьного музея. Мама входила в состав первойкраснознаменной четверки Почетного караулапоста № 1у Вечного огняв 1985 г.Теперь в музее 8-х РТК у мемориальной витрины и я, как экскурсовод и участник театрализованных вечеров, несу свою Вахту памяти всех, защищавших нашу Родину в сражениях на войне. В коллаже использованы фотографии 1985 г, где зафиксированы моменты трудной и почетной обязанности учеников нашей школы, среди которых моя мама и меня во время Минуты молчания при проведенииэкскурсии по музею для школьников на «Встрече трех поколений».


«Что главное в музее»


Осенний день безветрен был и хмур.

Дрожал от взрывов подмосковный лог.

Связист зажал зубами шнур

И за сугроб, отстреливаясь, лёг…

Связист и в смерти не покинул пост,

Венчая подвигом свой ратный труд.

Он был из тех, кто, поднимаясь в рост,

Бессмертие, как, города, берут.

А.Сурков «Связист»


Связь востребована всегда: и в мирной жизни и тем более в боевых условиях, когда дорога каждая секунда. Во время войны становится очевидным, что только радиосвязь способна обеспечить надежное управления войсками и их тесное взаимодействие, особенно во время боев в тылу противника и, безусловно, в авиации, бронетанковых войсках и военно–морскомфлоте, где радиосвязь являлась единственным средством связи.

«Фронту нужны радисты!»-это категорическое требование Наркомата обороны СССР стало решающим в организации 8-х радиотелеграфных курсов. В 20–х числах июля 1941 года Главным Управлением связи Красной Армии, при содействии Верховного Командованиябыла создана система воинских формирований с ускоренной подготовкой радиоспециалистов. В числе новых учебных формирований связи были и типовые 8 РТК, сформированные в городе Куйбышеве, которые с октября 1941 года были расположены в школе № 37. Личный состав курсантов 8 РТК комплектовался в основном из комсомольцев – добровольцев Куйбышевской и близлежащих областей.

Одним из главных экспонатов музея 8 РТК является переносная радиостанция Р–106 (альтернативное название РБС). Ранцевая, ламповая УКВ-диапозона радиостанция батальонной сети. Для питания приемопередатчика радиостанции применяется одна аккумуляторная батарея 2НКН–24. Цепи накала ламп питаются непосредственно от этой батареи, а питание ламп осуществляется от той же батареи через вибропреобразователь. При транспортировке действующий комплект радиостанции вместе с запасным и вспомогательным имуществом размещается в укладочном ящике, общий вес имущества в укладочном ящике 27 кг, размеры ящика-585х264х310 мм. Двухсторонняя устойчивая связь с однотипной радиостанцией при работе на штыревую антенну обеспечивается на расстояниях до 1,5 км. Такая дальность связи возможна на среднепересеченной местности при любом положении солдата – радиста с радиостанцией (стоя, лежа, на ходу) и при расположении радиостанции на земле и в окопе. При работе из укрытий та же дальность связи может быть обеспечена на лучевую антенну. Применение лучевой антенны на среднепересеченной местности вне укрытий увеличивает дальность связи до 3 км. Дальность и надежность связи на радиостанциях батальонной сети не зависят от состояния погоды, времени года и суток. В комплект радиостанции входят следующие типы антенн: 1) гибкая штыревая антенна Куликова высотой 1,5 м; 2) лучевая антенна длинной 30 м.

Из рассказа бывшего курсанта 8 РТК Посохова П.П: «…учебные занятия на курсах постоянно сопровождались выездами в приравненные к полевым условиям местности, где каждый из нас мог проверить на практике свои знания, умения действовать в сложной оперативной обстановке и прочувствовать, хотя бы немного, что переживают и испытывают наши товарищи на фронте. Мы знали, что радиосвязь играла огромную роль. Из рассказов наших преподавателей немцы усиленно использовали различные радиопомехи, а мы должны в скором времени обеспечивать бесперебойную связь любой ценой; только после войны мы узнали, что это стоило для многих из нас жизни…»

Техника радиосвязи обеспечивала соединение между штабами и действующими армиями, частями, но главные участники тех событий – это люди. Советские связисты непоколебимо стояли на своих постах, верно и безотказно служили народу с первых минут вероломного нападения гитлеровских полчищ на нашу Отчизну. Она мужественно выполняли священный долг перед Родиной на переднем крае борьбы, находясь в частях связи Кранной Армии и ВМФ, и напряженно трудились на предприятияхНародного комиссариата связи, в прифронтовых районах и в тылу страны. Днем и ночью, в стужу и зной, под огнем артиллерии противника и во время ожесточенных воздушных бомбардировок связисты делали все, чтобы связь работала устойчиво, надежно. Так было в самый тяжелый- первый период войны. Так было и в течение всей войны, вплоть до полного разгрома фашистской Германии. Своей самоотверженной работой связисты внесли большой вклад в дело Победы над врагом, вписали незабываемые страницы в славную летопись Великой Отечественной войны.


«Война остается в прошлом»


Все дальше от нас тяжелые годины Великой Отечественной войны. Все меньше тех, ктосвоим ратным подвигом отстоял саму Жизнь. Тем ценнее для нас, ребят III тысячелетия, немые свидетели побед нашего народа. Среди экспонатов музея большую часть составляют письма бывших курсантов 8-х РТК, которых разыскали ученики нашей школы через архивы Министерства Обороны. В активе музея сейчас находятся знаменитые треугольники военной поры, переданные вдовами и детьми ушедших ветеранов, приветственные открытки и письма ныне здравствующих бывших курсантов. Их очень много – 523 штуки. В каждом – история!..


На представленном снимке – фрагмент экспозиции музея, где представлены многочисленные свидетельства эпохи Великой Отечественной войны. Войны, которая осталась в прошлом и которая никогда не будет забыта нашими соотечественниками. «Люди! Пока стучатся сердца – Помните! О тех, кто не вернется никогда, пожалуйста, помните!...»



«Объединяя поколения»


На снимке перед Вами наши замечательные ветераны! Сколько незабываемых встреч подарили они нам на классных часах, уроках мужества, встречах трех поколений, выступая перед нами с концертами, составленными из боевых песен времен войны…Как здорово прикоснуться к боевым наградам, примерить маскхалат времен войны и попробовать передать с помощью азбуки Морзе шифровку, как во время боя! Вспоминаю, как я был удивлен, когда ветеран-радист Алло Н.П., рассказывая о необыкновенном случае своего спасения с помощью лямки простого вещмешка, смеялся от души или как Краснов М.П., вспоминая о днях своего учения в 1941 году на курсах, провел нас по нашей школе и показал где находились учебные комнаты, а где курсанты отдыхали.

«Живое слово тверже правды!» Под таким девизом, объединяя времена и поколения, ведется работа актива музея и Совета ветеранов. Не забудутся наши совместные экскурсии в полк связи, где проводятся не только военно-спортивные эстафеты команд учеников и солдат, но и блиц-турнирымежду командами трех поколений, когда наши ветераны часто оказываются впереди своих молодых друзей! Все это возможно благодаря работе нашего музея, который получил свой почетный статус «Школьный музей» в 2005 г, в год своего тридцатилетия!


«Экспонат для урока»


В 9 классе на уроках физики мы изучали тему «Электромагнитное поле», где мы узнали, что изменяющееся со временем магнитное поле, порождает вихревое электрическое, а переменное электрическое поле – вихревое магнитное. В результате в пространстве возникает электромагнитное поле. Но это поле может перемещаться в пространстве, образуя электромагнитную волну.

С помощью электромагнитных сигналов осуществляется передача информации на расстоянии. Радиосвязь – это передача и прием информации с помощью радиоволн (диапазон частот 2·104-109 Гц). Источник – переменный ток. Один из видов радиосвязь – радиопередача.

У нас в музее есть действующая радиостанция времен войны Р-106. Было очень интересно попробовать ее в деле прямо на уроке физики. Сейчас, в нашей повседневной жизни, люди все чаще используют различные виды связи. Музей школы сотрудничает с ОАО «Волгателеком», от которого мы получили в подарок две современные радиостанции. Жизнь музея продолжается дальше!












«Развитие критического мышления детей в рамках деятельности школьного музея»

«Развитие критического мышления детей в рамках деятельности школьного музея»


Заместитель директора МОУ СОШ № 37 Железнодорожного района г. Самары по научно-методической работе Фадина Лариса Юрьевна


Свершилось! Наш музей, детище нашей школы, становится в один ряд с виднейшими музеями страны! История музея боевой славы 8-х радио-телеграфных курсов началась в 1975 году. Именно в это время был дан старт поисковой работы под девизом «Никто не забыт и ничто не забыто!» У самого истока работы тогда Комнаты боевой славы стояла Сошнина Антонина Степановна, бессменный руководитель, а теперь и методист музея. В честь 30-летия поисковой работы в школе Комнате боевой славы присвоен статус «Школьный музей» в 2005 г.

Представленная на конкурс работа выполнена Бок Максимом, учеником 9 класса Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 37 Железнодорожного района г. Самары.

Ученик, да и мы, взрослые, первый раз участвуем в таком интересном и сложном проекте. Когда о нембыло объявлено в школе, у Максима сомнений не возникло! Прадед его воевал, мама работала экскурсоводом и следопытом в музее в 80-х годах, ведь она училась в нашей же школе, отец – кадровый военный, сам Максим теперь тоже проводит экскурсии.

Сама идея представляется необыкновенно актуальной и интересной. Многие ученики откликнулись, но до финала дошел только один. Благодаря методическим рекомендациям, мы провели с учениками 8 и 9 классов мозговые штурмы, которые вызывали интерес и заставляли ребят задуматься над теми простыми словами, которые часто встречаютсяв повседневной жизни. Самые интересные ассоциативные ряды получилисьсо словами «Родина», «урок», «музей», «поколение». Наиболее часто упоминались экспонаты музея, в частности, рация времен войны, предметы быта солдат, военные награды и, что интересно, простые солдатские письма! Ребята отмечали, что им было любопытно послушать мнение товарищей, сравнить свои ощущения с чувствами других.

К сожалению, в нашей школе не используется технология «Критического мышления», но работа над формированием высших психических функций, проектная технология позволяет выходить на высокие уровни мыследеятельности.

Скажу честно, мы не сразу поняли требования, изложенные в Положении о проекте конкурса «Школьный музей: новые ракурсы», особенно в части предоставления работы,включающей все пять номинаций.

Долгообдумывался и обсуждался вопрос о том, какой же из многочисленных объектов назвать самым главным в нашем музее. Конечно, музей – это материальные объекты, предметы, а как же быть с памятью, волнением во время тревожного рассказа ветерана, с тоской при известии, что кто-то из знакомых и близких наших «дорогих стариков» уже ушел навсегда…

Благодаря большой работе, связанной с обсуждением выбора объекта, а в последующем с теми проблемами, которые можно отразить в эссе. Именно этот жанр вызвал большие трудности у учеников 8 и 9 классов. Первые черновики, которые делали ребята носили исключительно описательный характер. Ребята затруднялись, иногда, по их словам, стеснялись высказывать свое мнение, обнажать свои чувства. В наш век рационального мышления нам, учителям потребовались большие усилия, чтобы раскрыть душу каждого участника конкурса. К сожалению, до финиша, как уже указывалось, дошли не все, но многие идеи воплотились в работе Максима. Причем, ребята сами говорили ему о том, что нужно добавить в сочинение, какие размышления и факты помогут лучше раскрыть смысл представленных учеником-участником фотографий.

Наиболее трудными для воплощения показались номинации «Война остается в прошлом» и «Экспонат для урока». Представляется очевидным, что исторические документы и объекты, составляющие активы музея больше всего могут проиллюстрировать факты исторической науки. Были мысли о том, чтобы проиллюстрировать некоторые темы предмета «Основы жизненного самоопределения» в части нравственного, патриотического воспитания, таких категорий, какдружба, любовь к Родине, готовность к самопожертвованию. Однако, музей наш специфический, поэтому представленная в данной номинации работа эту особенность и отразила. Урок физики и радиомагнитное поле, радиосвязь, современные аппараты связи. Урок получился интересным и живым, со слов ребят физическое явление стало ближе и понятней ребятам, а, кажется мертвые экспонаты музея, вновь ожили.

Номинация «Война остается в прошлом» казалась сначала очевидной. Война далеко, носителей памяти – ветеранов, - все меньше. Но опять мы выходим на высокие мотивы светлой памяти и бесконечной важности тех далеких событий. Правда, фотоколлаж получился немного, на мой взгляд, формальным.

Очень интересно было работать над первой номинацией «С чего начинается Родина». Нашей школе уже 65 лет. Это одно из старейших учебных заведений. Школа пользуется уважением среди жителей микрорайона и города. Именно поэтому в нашей школе обучаются дети и внуки выпускников нашей же школы. Шесть учителейшколы - выпускники нашего учреждения. Максим Бок – один из представителей такой династии.Попытка связать рассказы старших представителей его семьи, работу его матери – Горелкиной Н.В в музее и деятельность ученика в современных условиях в нашем музее с основополагающим вопросом об истоках любви ипреданности к Родине, показалось нам очень интересным.

Защита работы была организована дважды. Первый раз перед временной творческой группой учащихся, пожелавших участвовать в конкурсе, но не дошедших до финала, однако, сыгравших большую роль в том, что Максим довел свою работу до конца. Ребята очень жестко оценивали фото и эссе. Некоторые коллажи пришлось переделать, потому что качество некоторых фотографий не соответствовало требованиям, по мнению участников, презентации. Были сокращены некоторые тексты эссе по номинациям. В целом, нам, взрослым показалось, что ребята этой группы были конструктивны в своих замечаниях, дали много ценных советов.

Второй раз Максим выступал перед учениками 9-х классов. Очень понравилось, что многие ребята неравнодушно отнеслись к такому мероприятию. Во-первых, это очень свежо и ново, так как такие неформальные презентации, не связанные с учебной деятельностью в школе проходят не очень часто. Во-вторых, работа ученика показала, что музей жив, что можно с помощью ИКТ представить работу следопытов в новом ракурсе. В-третьих, что важно, многие ребята сожалели, что сами не приняли участие в конкурсе и высказали пожелания поучаствовать в подобном конкурсе в будущем.

Главным итогом работы и Бок Максима и группы учащихся является то, что работа музея получила новый импульс. На рутинную и монотонную работу музея ученики, учителя, администрация взглянули по-новому. «Как интересно можно представить музейную экспозицию, взглянув на привычные экспонаты под иным углом зрения» - из высказываний Патриной Регины (9 класс). Не знал, что ИКТ имеют такие возможности. Я первый раз пытался работать в Photoshop. Трудно, но интересно» - говорит Иванченко Степа (8 класс). «Эта работа помогла мне стать ближе с мамой. Я почувствовал, что отец ко мне стал относиться по-другому. Я понял, что я для моей семьи очень дорог. Спасибо конкурсу!» Эти слова Бок Максима самая лучшая благодарность Вам, уважаемые организаторы. Спасибо! Ждем новых ваших инициатив.


Заместитель директора МОУ СОШ № 37

Железнодорожного района г. Самары

Почетный работник общего образования РФ

Фадина Л.Ю.

%MCEPASTEBIN%